Тай цзи ту шо. Чжоу Дуньи
Беспредельное, а затем - Великий предел!
Великий предел приходит в движение, и порождается Ян.
Движение доходит до предела, и наступает покой.
Покой доходит до предела, и снова наступает движение.
Так, то движение, то покой являются корнем друг друга.
Разделяются Инь и Ян - поэтому устанавливаются два образа.
Ян превращает, Инь соединяет - происходит рождение воды, огня, металла, дерева, почвы.
Пять пневм распространяются в должном порядке - четыре времени совершают свой ход.
Но пять стихий - это только Инь и Ян, Инь и Ян - это только Великий предел, а Великий предел коренится в Беспредельном!
Когда пять стихий рождаются, каждая наделяется своей природой.
Истинное в Беспредельном, эссенции двух и пяти таинственным образом соединяются, и происходит затвердевание.
"Небесное Дао устанавливает мужское, земное Дао устанавливает женское".
Две пневмы взаимно возбуждаются и производят 10 тысяч вещей.
10 тысяч вещей рождаются и рождаются, и превращениям нет конца.
Только человек приобретает все это в совершенстве и наиболее одухотворен.
Его тело оформляется, дух начинает познавать, пять природ приходят в движение, добро и зло разделяются - возникают 10 тысяч дел.
Совершенномудрый упорядочивает это с помощью срединности, прямоты, милосердия, справедливости, и главенствует покой.
Этим устанавливается предел человека.
Поэтому совершенномудрый с Небом и Землей согласует свою благодать, с Солнцем и Луной согласует свою прозорливость, с четырьмя временами согласует свой распорядок, с демонами и духами согласует свое счастье и несчастье.
Благородный человек совершенствуется в этом и счастлив, низкий человек идет против этого и несчастлив.
Поэтому сказано: "Установили Дао Неба - Инь и Ян, установили Дао Земли - мягкое и твердое, установили Дао Человека - милосердие и справедливость".
И еще сказано: "Истоки начала есть оборотная сторона конца - в этом познается объяснение смерти и рождения".