March 16, 2022

Тай цзи ту шо. Чжоу Дуньи

Беспредельное, а затем - Великий предел!

Великий предел приходит в движение, и порождается Ян.

Движение доходит до предела, и наступает покой.

В покое рождается Инь.

Покой доходит до предела, и снова наступает движение.

Так, то движение, то покой являются корнем друг друга.

Разделяются Инь и Ян - поэтому устанавливаются два образа.

Ян превращает, Инь соединяет - происходит рождение воды, огня, металла, дерева, почвы.

Пять пневм распространяются в должном порядке - четыре времени совершают свой ход.

Но пять стихий - это только Инь и Ян, Инь и Ян - это только Великий предел, а Великий предел коренится в Беспредельном!

Когда пять стихий рождаются, каждая наделяется своей природой.

Истинное в Беспредельном, эссенции двух и пяти таинственным образом соединяются, и происходит затвердевание.

"Небесное Дао устанавливает мужское, земное Дао устанавливает женское".

Две пневмы взаимно возбуждаются и производят 10 тысяч вещей.

10 тысяч вещей рождаются и рождаются, и превращениям нет конца.

Только человек приобретает все это в совершенстве и наиболее одухотворен.

Его тело оформляется, дух начинает познавать, пять природ приходят в движение, добро и зло разделяются - возникают 10 тысяч дел.

Совершенномудрый упорядочивает это с помощью срединности, прямоты, милосердия, справедливости, и главенствует покой.

Этим устанавливается предел человека.

Поэтому совершенномудрый с Небом и Землей согласует свою благодать, с Солнцем и Луной согласует свою прозорливость, с четырьмя временами согласует свой распорядок, с демонами и духами согласует свое счастье и несчастье.

Благородный человек совершенствуется в этом и счастлив, низкий человек идет против этого и несчастлив.

Поэтому сказано: "Установили Дао Неба - Инь и Ян, установили Дао Земли - мягкое и твердое, установили Дао Человека - милосердие и справедливость".

И еще сказано: "Истоки начала есть оборотная сторона конца - в этом познается объяснение смерти и рождения".

О, как велики "Перемены"! В этом их совершенство!