Рекомендации как сохранить государство
Глава из книги "Шесть секретных учений". Тай-гун.
Сохранение государства.
Однажды правитель Вэнь спросил Тай-гуна:
— Как сохранить государство?
Тай-гун ответил так:
— В течение некоторого времени вам следует кушать только немного овощей, потому что я собираюсь поговорить с вами о важнейших принципах Неба и Земли, о том, что рождают четыре времени года, о Дао подлинной доброты к людям и мудрости, а кроме того, о природе человеческих побуждений.
Итак, правитель ограничивал себя в пище в течение четырех дней, затем он обратился лицом на север, дважды поклонился и спросил, что ему следует делать дальше.
Тогда Тай-гун сказал:
— Небо рождает четыре времени года, Земля дает нам бесчисленное множество вещей. Под Небом живут люди, а мудрецы должны вести себя как их пастухи.
Так, Дао весны есть рождение, и бесчисленное множество вещей начинает цвести.
Дао лета есть рост, и бесчисленное множество вещей созревает.
Дао осени есть собирание, и бесчисленное множество вещей становится полным.
Дао зимы есть запасание, и бесчисленное множество вещей в покое.
Когда они полные, их запасают; после запасания они оживают вновь.
Никто не знает, где конец этого, и никто не знает, где начало. Мудрец входит в согласие с этим и организует себя в соответствии с Небом и Землей.
Так, когда в мире людей все идет своим чередом и правильно, его доброта и мудрость скрыты.
Когда же в Поднебесной начинается беспокойство, его доброта и мудрость расцветают. Это и есть истинное Дао.
Занимая положение между Небом и Землей, мудрец владеет важными и обширными сокровищами. Полагаясь на то, что все постоянно, люди пребывают в мире. Но если людей беспокоят, это создает побуждения. Когда такие побуждения возникают и долго не прекращаются, начинаются вражда и разного рода потери. Так, все начинается в Инь, но переходит в Янь.
Если кто-то наберется мужества, чтобы стать вождем, то Поднебесная объединится с ним. В момент достижения пика, когда вещи начинают возвращаться к своему нормальному состоянию, не нужно продолжать наступать и сражаться, как не следует удаляться и уступать.
Если ты сможешь сохранить государство в таком состоянии, ты разделишь величие с Небом и Землей.